СОЭТ - СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА, ориентированная на получение результата
Руководитель проекта Трапезникова Лариса Анатольевна. Сертифицированный коуч. Бизнес-консультант в сфере управления персоналом, разработки и постановки системы мотивации, обучения персонала.
Система оплаты труда в компаниях является таким же «живым» организмом, как и все другие организационные процессы. Бывают взлеты, падения, результативность или неэффективность от применения. И поэтому необходимо периодически анализировать, насколько системы материальной мотивации работают в компании.
Особенно это касается сотрудников, работающих в контактной зоне и менеджеров по продажам. Насколько сотрудники компании, имеющие прямую зависимость между своими результатами работы и получаемым вознаграждением, действительно выполняют поставленные задачи.
Последнее время мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда руководитель ставит ежемесячные планы продаж, а сотрудники их также ежемесячно не выполняют.
И тогда на первый план выходит требование к сотрудникам выполнять не только количественные показатели, но и необходимость ставить качественные задачи. Под качественными задачами, в этом случае, мы понимаем индивидуальные цели каждого сотрудника при выполнении им своих функциональных обязанностей.
Как, например, оценить такой критерий эффективности персонала контактной зоны, как «вежливость при общении с покупателями»? Сложность заключается в определении именно качественных задач, их измерении и оценке. Именно на оценке действий и профессиональных умениях персонала необходимо делать акцент.
Современные подходы к системе материальной мотивации ориентированы на изменения, которые происходят сегодня в области кадровой политики, учитывают особенности мотивации разных типов людей и позволяют направить действия работников на достижение поставленных задач.
Система оценки эффективности труда сотрудников контактной зоны и менеджеров по продажам:
• Включает в себя как определение целей, так и измерение эффективности труда по отношению к этим целям.
• Улучшает управляемость компании.
• Повышает мотивацию персонала и способствует налаживанию коммуникации между управленцами и работниками.
• Способствует налаживанию механизмов бюджетирования.
• Ориентирует работника, группы и подразделения не только на хорошую работу вообще, но на выполнение конкретных целей.
• Основана на измерениях и нормативах (снижает влияние субъективного фактора)
Проект по разработке и внедрению системы оценки эффективности труда включает три этапа.
1 ЭТАП: Задача: Провести аудит имеющейся системы оплаты труда в компании
1. Анализ существующей системы оплаты труда: соответствие/несоответствие функциональных обязанностей – должностей – оплаты (размера оплаты, структуры оплаты), динамика фонда оплаты труда, численности, изменение заработной платы по категориям должностей.
2. Проведение интервью с руководителями.
Результат: Отчет по существующей системе оплаты труда, анализ проблемных зон, предоставление рекомендаций.
2 ЭТАП: Задача: Разработать систему оценки эффективности труда, завязанную на результаты работы персонала
1. Проведение оценки должностей
2. Разработка/доработка должностных инструкций с целью формирования у сотрудников мотивации деятельности на результат.
3. Разработка алгоритмов начисления заработной платы по категориям должностей, определение составляющих заработной платы.
4. Разработка порядка постановки и оценки задач сотрудников
5. Разработка программы начисления зарплаты.
6. Разработка индивидуальных критериев оценки работ сотрудников по должностям
7. Разработка бланков оценки работ сотрудников и форм контроля..
Результат:
1. Положение об оплате труда (категории сотрудников, алгоритмы системы оплаты труда).
2. Программа начисления оплаты труда.
3 ЭТАП: Задача: Провести внедрение СОТ и провести методическое сопровождение
1. Проведение методического обучения руководителей постановке, оценке и контролю ежемесячных задач.
2. Проведение информационного собрания для сотрудников компании о внедрении системы оценки эффективности труда
3. Участие в процедуре постановки задачи
4. Участие в процедуре промежуточного контроля и оценки работ сотрудников
Результат:
1. Передача технологии руководителям
2. Разработанные должностные инструкции и индивидуальные оценочные листы по должностям
3. Руководители обучены работе с индивидуальными оценочными листами: постановка, оценка и контроль выполнения индивидуальных критериев результативности
|