Мы пришли к выводу, что для большинства сетей (в России они, как правило мультиформатные) стандарты мерчандайзинга, в отличие от стандартов обслуживания, должны быть двухуровневыми. 1й уровень - обязателен для всей сети, стандарты 2го уровня - учитывают особенности каждой конкретной торговой точки (магазина или аптеки). Разными будут и концепции мерчандайзинга, например, в гипермаркете, дискаунтере, и в магазине у дома.
Разделение стандартов мерчандайзинга на 2 уровня необходимо для тех розничных сетей, где не стандартизовано как оборудование, так и сами торговые залы отличаются по своим параметрам (размеры, конфигурация, наличие доп. элементов - колонн и т.д.). Кроме того, в зависимости от месторасположения, у аптек, например, может быть разный статус (аптека у дома или транзитная) и, соответственно - разные целевые группы покупателей. От этих факторов в большой степени зависят особенности выкладки.
Уровни стандартов мерчандайзинга:
1й уровень , обязательный для всей сети. Стандарты 1-го уровня включают в себя:
• Общие требования к оформлению вывески, штендеров, растяжек и др. рекламных носителей снаружи аптеки\магазина;
• Требования к системе навигации внутри аптеки\магазина (какие элементы включает, размеры букв на вывесках и надписях на полках, цветовое оформление);
• Освещение и звуковое оформление торгового зала;
• Общие требования к освещению и оформлению витрин;
• Правила разделения товарных категорий по приоритетности;
• Требования к размещению товарных категорий различной приоритетности в торговом зале. Например, для аптеки: «Категория «товары для мужчин» является приоритетной, и должна находиться в «горячей» зоне т\зала аптеки неподалеку от входа. Эта категория включает в себя следующие группы препаратов и парафармацевтики: перечислить… Рядом должны находиться презервативы» и т.д.;
• Стандарты размещения приоритетных позиций (внутри категории) на витринной полке;
• Стандарты для ценников;
• Требования к использованию «маяков» в торговом зале (значки для выделения товарных групп или отдельных позиций, цвета и надписи и т.д.);
• Требования к использованию рекламных материалов;
2й уровень для каждой отдельной торговой точки. Стандарты включают в себя:
• Целевые клиенты аптеки\магазина, их ожидания в сфере мерчандайзинга;
• Приоритетность товарных категорий в зависимости от целевых клиентов.
• Корректировка общих стандартов (1-го уровня) в зависимости от особенностей конкретной торговой точки. Например, если целевой аудиторией данной апетки являются мамы маленьких детей (неподалеку детская поликлиника), то группа «Детство» является приоритетной категорией и размещается в горячей зоне аптеки. И т.д.;
• Особенности оформления торгового зала в зависимости от конкретных особенностей (наличие колонн, угловых залов и пр.);
• Способы направления покупательского потока в данном торговом зале.
Зачем нужны стандарты мерчандайзинга? Какие разделы включают в себя стандарты? Ответы на эти вопросы ЗДЕСЬ
|